Звуковое оборудование телестудии.
Цикл предлагаемых статей рассчитан на людей, создающих малобюджетную
телестудию или работающих в подобных в области звука. В них будут
рассмотрены вопросы подбора звукового оборудования, коммутация и размещение в
аппаратных и студиях. Существуют также технические нюансы, реализовать которые придется вручную вашим умельцам, так как некоторое звуковое оборудование делается только под заказ. Начнем с подбора оборудования. Основа звуковой части – пульт звукорежиссёра. Слишком дорогой пульт неоправдан, вполне подойдет MACKIE или BAHRINGER, главное, чтобы он отвечал определённым требованиям. Сейчас всё чаще
применяются цифровые пульты, но они на порядок дороже аналоговых, к
тому же, как любой компьютер могут зависать, а в прямом эфире это катастрофа. Теперь о характеристиках; количество микрофонных входов не менее 12 и примерно
столько же линейных. Зачем так много? С развитием студии телепроекты
усложняются, и запас входов будет не лишним. Желательно чтобы пульт имел 4-6 групповых микшеров, это повышает оперативность работы. Длина
основных микшеров - 120мм. Эквалайзер в каждой входной линейке должен
иметь не менее трёх полос. Также необходимы дополнительные выходы-ауксы 2-4 шт., так как сигналы с источников будут направляться не только на рекордер и
в аппаратную выпуска, но и в другие точки -на озвучивание павильонов,
на рабочее место суфлера, на телефон прямого эфира, а в разных точках
нужны разные сигналы. Если на выпуск нужен полный смикшированный
сигнал – микрофоны и линейные источники, то в студию подается только
звук с VМ , CD . PC , TLF , а микрофонные сигналы только во время
телемостов. Перейдем к мастерсекции. Необходимы 2 микшера 120мм., 2 индикатора
выходного уровня, гнездо наушников, в идеале встроенные лимиттеры.
Совершенно необходима кнопка в каждой линейке - PFL так называемая
подслушка, при выборе пульта обратите внимание, а то потом придётся
изобретать. Желательно также иметь под рукой кнопку TALK BACK – команда
в студию. Если вам попадется пульт, в котором имеются управляющие
сигналы на световое табло в студии “МИКРОФОН ВКЛЮЧЕН” – радуйтесь, но
обычно это делается под заказ, а функция нужная, так что готовьтесь
изобретать, впрочем, имеются наработки.
Теперь определимся с периферийным
оборудованием. Первое и важное – акустический контроль. Для объективной
оценки качества звука нужны 2 активные колонки ближнего поля действия
мощностью 5-15вт. с линейной АЧХ или стереоусилитель с отключаемым
корректором темра.Если вы поставите дешевые компьютерные колонки, то
никогда не услышите истинную звуковую картину. Профессиональную
акустику выпускают многие фирмы, выбор за вами в зависимости от
возможности. Зачем нужны 2 колонки? Во-первых, для резерва, а во-вторых
.для производства стерео записей и стереовещания. Куда подключать
колонки? Естественно, к мониторному выходу. Следующее – источники звука высокого уровня. Для подложки фонограмм
подойдет универсальный CD плеер или накопитель с жестким диском.
Главное, чтобы прибор позволял быстро найти и подготовить нужную
фонограмму. Возможно, вам потребуется 2 источника фонограмм в
зависимости от творческих задач. Для проведения интерактивных передач
со звонками зрителей (оповещение) вам понадобится телефонный гибрид, то есть
телефон, адаптированный для работы с пультом. У таких приборов имеются
балансные и небалансные вход и выход. На вход подаётся сигнал с
микрофонов через один из ауксов, а с выхода на один из входов пульта,
на котором аукс должен быть выключен. Один совет – установите этот
телефон в соседнем помещении, чтобы не мешать режиссерской группе, и
организуйте громкую связь со звукорежиссером. Это может быть один из
каналов операторской связи или отдельное устройство. Теперь об обработке сигнала. Если в вашем пульте нет встроенных
компрессора и лимиттера, то придется установить такой прибор
отдельно. Для чего он нужен? Чтобы не перегружать звуковой тракт
неожиданно высокими уровнями и не получить искажения в эфире.Приборов
таких продаётся много, выбирайте по деньгам.Мой совет – устройство
должно иметь бай-пас, то-есть обход. Подключать компрессор нужно после
мастера или в его инсерт. Можно приобрести комбинированный прибор с
дополнительными эффектами, они вам пригодятся. Пожалуй, это основное, что касается конкретно рабочего места звукорежиссера. |